November 14, 2020

Makhno again

Махно

Давеча стыкнулся с некой дамой, которая написала про Махно, а сегодня в почте обнаружил её письмецо с работающей ссылкой. Сам сегодня дочитал книжку — очень мне понравилась :) 

пара эпиздимиологичких абзац офф:

...одной случайности суждено было изменить ход вещей: в 1910 году крестьянский юноша из группы «бедных хлеборобов (анархистов-коммунистов)» украинской деревни Гуляй-поле попал в Бутырскую тюрьму, где познакомился с политическими заключенными. Спустя 8 лет, в 1917 году, он вышел оттуда по общей амнистии политических – достаточно образованным человеком с твердыми политическими убеждениями. Юношу звали Нестор Махно. Не тратя время в Москве, он отправился домой, в Гуляй-Поле. 

Несмотря на всю внешнюю незначительность, этот момент можно считать крайне значимым для исторической эпистемологии: инструментарий политического анализа истории (то есть категориальный и методологический аппарат исторической рефлексии, выработанный в рамках так называемой левой политико-философской традиции) впервые попал в руки к крестьянину и, таким образом, впервые оказался применен к среде, в отношении которой сам исследователь имел эпистемическую привилегию (лишь крестьяне могут сказать нечто о реальных нуждах, проблемах и способах бытия крестьянства, и теперь они получили для этого средства). ©

я сам, тем не менее (печатный текст всегда мерещится авторитетом, хотя всё меньше в последнее время), полагаю, что пролетариатизм и прочая левая хирня — суть левая хирня, до дела отношения не имееющая, а сам Махно закопан глубже — исток вижу в литовских статутах, а ближняя переменная — школа в Гуляй-поле, куда его отдала учиться мать-одиночка. 

4 comments:

  1. Восставшее крестьянство начало наощупь искать свой украденный голос. И этот путь оказался в чем-то труднее, чем путь городских рабочих: по вполне очевидным причинам не нашлось тех технических экспертов, которые – в борьбе за политическую власть – сделали бы на него ставку и прославили бы его (как это сделали большевики с рабочим классом5). © https://polylog.jes.su/s258770110011548-4-1/

    очень сомнительное утверждение

    ReplyDelete
    Replies
    1. Крайне интересно, что в этом она полностью совпадает с представлениями о «здоровье», постепенно выработанными в рамках психоанализа, затем подробно разработанными Франкфуртской школой, а после – положенных в основание современных тенденций в рефлексии о насильственных, аддиктивных и прочих травматичных отношениях, социальных ситуациях и процессах. В рамках этих тенденций появляются, например, такие понятия, как «личные границы» и «личное пространство» – не составляющие ценности в этатистских и иерархических социально-политических проектах, но являющиеся в высшей степени значимыми для проектов либертарных, понимающих значимость автономии субъекта (индивидуального и коллективного – например, рабочих или крестьянства) как значимость нерасторгнутости кожных покровов тела. Впрочем, и сам Махно описывает либертарный проект субъективации в терминах здоровья60. Такое совпадение довольно примечательно. © https://polylog.jes.su/s258770110011548-4-1/

      Delete
    2. Повстанческая армия Украины потерпела несомненное поражение – с точки зрения истории и политики. Но не в гносеологической оптике. © https://polylog.jes.su/s258770110011548-4-1/

      вот и я думаю: проиграл ли Троцкий Сталину???

      Delete
    3. и последняя фраза, которую (по Штирлицу) следует запомнить:

      можно говорить именно о победе Повстанческой армии – как проекта альтернативной рациональности, последовательно выдержавшего проверку всеми ударами, кроме тяжелой техники – впрочем, находящейся уже за пределами человеческого. Пожалуй, это – неплохой повод заглянуть, в поисках альтернативных моделей рационализации социального, на сто лет назад и, с учетом преимуществ, сформированных исторической перспективой, переосмыслить как события прошлого, так и наши собственные стратегии индивидуального и социального – в настоящем. © https://polylog.jes.su/s258770110011548-4-1/

      Delete