Давеча стыкнулся с некой дамой, которая написала про Махно, а сегодня в почте обнаружил её письмецо с работающей ссылкой. Сам сегодня дочитал книжку — очень мне понравилась :)
пара эпиздимиологичких абзац офф:
...одной случайности суждено было изменить ход вещей: в 1910 году крестьянский юноша из группы «бедных хлеборобов (анархистов-коммунистов)» украинской деревни Гуляй-поле попал в Бутырскую тюрьму, где познакомился с политическими заключенными. Спустя 8 лет, в 1917 году, он вышел оттуда по общей амнистии политических – достаточно образованным человеком с твердыми политическими убеждениями. Юношу звали Нестор Махно. Не тратя время в Москве, он отправился домой, в Гуляй-Поле.
Несмотря на всю внешнюю незначительность, этот момент можно считать крайне значимым для исторической эпистемологии: инструментарий политического анализа истории (то есть категориальный и методологический аппарат исторической рефлексии, выработанный в рамках так называемой левой политико-философской традиции) впервые попал в руки к крестьянину и, таким образом, впервые оказался применен к среде, в отношении которой сам исследователь имел эпистемическую привилегию (лишь крестьяне могут сказать нечто о реальных нуждах, проблемах и способах бытия крестьянства, и теперь они получили для этого средства). ©
я сам, тем не менее (печатный текст всегда мерещится авторитетом, хотя всё меньше в последнее время), полагаю, что пролетариатизм и прочая левая хирня — суть левая хирня, до дела отношения не имееющая, а сам Махно закопан глубже — исток вижу в литовских статутах, а ближняя переменная — школа в Гуляй-поле, куда его отдала учиться мать-одиночка.